Шестое чувство птиц, или что помогает им ориентироваться во время миграции?

Bankoboev.Ru_pticy_letyat_na_yug

Одной из известных биологических особенностей птиц являются периодические миграции. Способность к полету позволяет им перемещаться на значительные расстояния, иногда проводя различные времена в разных частях планеты. Часто перелет — это долгий и опасный путь, а места остановки могут быть расположены друг от друга на значительном расстоянии. Например, исландские побережники (Calidris cantus), гнездящиеся в арктических тундрах, зимуют на морских побережьях южного полушария, питаются только на мелководных морских побережьях со специфическими условиями. Места их гнездования и пригодные для зимовки участки морских побережий находятся на расстоянии тысячи километров друг от друга. 

Перелет между этими районами довольно опасен и требует много энергии, а следовательно цена ошибки в навигации слишком высока.Каким образом птицы находят путь от мест зимовки к местам гнездования и наоборот, что помогает им не сбиться с дороги в незнакомых для них условиях? Способность птиц к ориентации в глобальном масштабе является одним из ключевых биологических вопросов. За последние 20 лет в направлении изучения ориентации птиц был сделан значительный прорыв: использование широкого спектра научных данных позволило приблизиться к пониманию того, какие признаки и органы чувств птицы используют для навигации.

Существуют многочисленные впечатляющие подтверждения способности птиц к ориентации. Когда мигрирующих птиц в порядке эксперимента перевозили на большие расстояния в неизвестные для них места, они достаточно быстро находить обратный путь.

Альбатросы пролетали 6630 километров от Филиппин до своих гнездовий в Тихом океане за месяц, белые аисты, которых перевозили из Польши в Палестину, одолели эти 2200 км за 19 дней. Еще интереснее выглядят опыты, когда птиц перемещали далеко от пролетных путей в начале миграции и они так корректировали свое направление миграции, чтобы все равно попасть к своим обычным местам зимовки. Белоголовых зонотрихий, которые гнездятся на севере Северной Америки, а зимуют на юге этого материка, перемещали более чем на 3000 км от районов их зимовок, но они все равно возвращались к привычным территориям.

Особенностью всех этих экспериментов является то, что к такой навигации способны только взрослые птицы, которые уже имеют опыт миграции и бывали на своих местах зимовок. Наблюдения за мигрирующими альбатросами показывают, что эти птицы еще с расстояния около 500 километров способны брать прямой курс на те острова, где находятся их гнездовья так, словно они имеют собственную навигационную систему вроде GPS. Именно с глобальной системой позиционирования (GPS) у современного человека ассоциируется способность птиц к навигации. Наша система навигации основана на закономерном изменении двух показателей: высоты солнца над горизонтом (широта) и времени восхода и захода солнца (долгота). Основная теория, объясняющая навигационные способности птиц, заключается в том, что птицы используют глобальные изменения каких-то показателей для установления своего положения в пространстве с помощью двух координат. Какие это чувства? Допустим, установить высоту солнца над горизонтом не трудно.

Но специальные опыты показали, что «внутренние времена» птиц калибруются именно по временивосхода и захода солнца, так что установить по ним, что в одной точке земного шара солнце восходит раньше, чем в другой, невозможно. Поэтому внимание исследователей было приковано к поиску других сигналов. Были предложены несколько вариантов: изменения запахов, инфразвуки, вызванные геологическими или климатическими явлениями, интенсивность и наклон магнитного поля земли.

Довольно интересные данные были получены при изучении роли запахов в навигации птиц. Многочисленные исследования показали, что почтовые голуби действительно активно используют запахи для ориентации в пространстве, способны следовать по ветру до источника запаха, который ассоциируется у них с голубятней. Но существует существенное ограничение использования запахов для навигации: в природе никакие глобальные изменения запахов не достигают более чем на несколько сотен километров, так что они скорее пригодны для локальной ориентации, чем для глобальной навигации.

Согласно одной из теорий, ощущение запахов действительно эволюционно возникло у животных как средство ориентации в пространстве, но у современных птиц ощущение запахов служит скорее пусковым механизмом, который включает другие, более прогрессивные системы навигации во время миграционного периода. Самый большой прорыв произошел в изучении способности птиц чувствовать магнитное поле. Еще в XIX веке было высказано предположение, что птицы способны чувствовать напряженность магнитного поля, и это помогает им ориентироваться.

У магнитного поля как для средства навигации есть также минусы: существуют многочисленные магнитные аномалии, в которых использовать показатели магнитного поля сложно, а еще изменения магнитного поля настолько слабые, что ощущаются только на больших расстояниях. Существуют доказательства того, что по меньшей мере 24 вида птиц способны чувствовать магнитные поля и использовать их для навигации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


3 × пять =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Навигация по записям