Мозг перелетных птиц содержит магнитную карту

2251

Группой биологов из России (работающей также и за рубежом), ранее открывшей наличие своеобразного «магнитного компаса» непосредственно в мозгу птиц, выяснено: пернатые используют не только компас, а и «магнитную карту», помогающую находить птицам дорогу домой. Карта необходима при возвращении в места зимовья из других точек на Земле. Соответствующая статья опубликована в индексируемом журнале «Current Biology» и стала популярной.
«Удивительно в открытии то, что после включения магнитного устройства ученых, птицы, сидящие на песке у берега Балтийского моря, стали ориентироваться не на северо-восточный перелет (обычное для них направление), а на направление северо-западное. Все же остальные параметры (погода, ветер, звуки, вид местности) – оставались неизменными», — рассказывает исследователь Дмитрий Кишкинев (Университет Белфаста, Великобритания).
Д. Кишкинев с коллегами из Санкт-Петербургского ГУ и Зооинститута РАН несколько лет исследуют процессы ориентирования птиц при северных и южных перелетах. В прошлом, например, они смогли выявить, что мозг пернатых содержит особые белки (криптохромы), которые реагируют на динамичные изменения магнитных полей, т.е. работают аналогично своеобразному «биокомпасу». Сейчас исследование эволюционировалось.
В новом исследовании ученые проверяют, что и как произойдет с полетом птиц, если сбить намеренно «настройку» такого компаса. Задумка биологов реализовывалась на биостанции Рыбачий (Куршская коса, Калининградская область). Здесь каждую весну-осень останавливаются при перелете тростниковые камышовки (вид «Acrocephalus scirpaceus»), чей долгий путь ведет из евразийской России в далекую Африку, а также — назад.
Когда камышовка начала перелет, ученые поймали несколько птиц, посадили в специальную клетку, где поддерживалось все время магнитное поле, специально «забивавшее» естественный фон, соответственно тому, как «выглядит» оно пролетающих Звенигород птиц (город расположен в 1000 км от косы). «Хитрый» прием заставлял камышовок лететь не в обычном для перелетов, северо-восточном направлении, в северо-западном, если бы птиц физически перевозили в Подмосковье.
Факт, согласно российским орнитологам, однозначно свидетельствует, что камышовка пользуется аналогом «магнитной карты» при ориентации на путь домой и к зимовью, не ориентируется ни по запаху, ни по местности, ни по звездам, положению Солнца и иным факторам.
Подобное обстоятельство роднит камышовок с «сильными мигрантами» – морскими черепахами, а также рядом видов беспозвоночных, обладающих подобной «картой», помогающей находить места откладки яиц, нерестилище за несколько сотен километров (от текущего их места обитания).
Являются ли карты аналогами когнитивных? Когнитивные карты (соответствующее поведение, механизмы) эффективны при исследовании плохо структурируемых проблем, при отработке гипотез о поведении системы (взаимоотношений со средой) и механизма такого взаимодействия.